Режим работы кассы: с 16:00 до 21:00 c ВТ-ВС. Понедельник - выходной.

Зритель – любимый и ужасный

Зрители-01

Хорошие интеллигентные люди, купившие билеты, чтобы получить удовольствие от зрелища. От театрального действа. Не будем трепать слово “искусство”.
Именно они способны без особых усилий унизить прекрасное и поднять ввысь низменное.
Но, они же умеют искренне чувствовать мельчайшие нюансы актерской игры, наполнять паузы тонким дыханием сопереживания и зажигать актеров феерическим хохотом.
Зрители. Творцы, создающие спектакль вместе с актерами. От них зависит больше, чем они сами обычно предполагают. И дело не только во вкусе и пристрастиях.
Пусть поспорят со мной те, кто считает, что всякого зрителя нужно любить. Это их право.
Я далеко не всякого зрителя люблю.
Зритель-01

Иногда именно зрительный зал убивает хороший спектакль.
Бывают такие дни. Словно где-то пессимисты, циники, глупцы и люди с атрофированным чувством юмора сговорились и купили билеты в театр на один день. Потом они обзвонили и привели с собой всех простуженных друзей. Простуженные позвали соседей, обожающих шуршащие пакеты до такой степени, что не могут оставить их в гардеробе. Те, в свою очередь, решили приобщить к культуре детей, прочитавших в своей жизни только ценники в Макдональдсе, и потому убежденных, что на всех зрелищах  нужно разговаривать в полный голос  и обязательно комментировать происходящее. Такой зал случается редко, но помнится долгие годы. Особенно, если именно в него случайно попал театральный критик.

Теперь мобильные. Сколько бы в театре не напоминали о необходимости их выключить, они звонят. И по закону падающего бутерброда это происходит в самый кульминационный момент спектакля. Как только герои спектакля, наконец, решают признаться друг другу в любви, с трудом сдерживая взаимный трепет сближаются для заветного поцелуя… Тут и раздается бодрая мелодия «ты отказала мне три раза… вот такая вот зараза девушка моей мечты»! Считайте, что спектакля не было. Мало кто вспомнит, как играли актеры, и о чем была пьеса. Песенку не забудут. И вы думаете, что человек, пропустивший просьбу выключить мобильный, покроется пунцовой краской и стыдливо выключит телефон? Ничего подобного! Он обязательно ответит на звонок. И на весь зрительный зал будет ругать позвонившего за то, что его побеспокоили не вовремя.

Особое место в ряду убийственных для спектакля занимает «мертвый» зал. Чаще всего это критики. Не обязательно по профессии. По сути. Эти тоже где-то договариваются и приходят все сразу. Интеллигентные высокообразованные люди без эмоций. Они созерцают. Смешное отмечают, трогательное принимают, страстное пережидают, неожиданное ожидают, красивое  рассматривают, с бесспорным спорят. Смеяться им стыдно, плакать позорно, сопереживать непрофессионально. С таким зрителем актерам кажется, что они играют в пустом зале. И никакие аплодисменты, восторги в фойе и положительные рецензии не переломят ощущения, что спектакль был провальным.

Школьники. Точнее, это называется культурный поход в театр всем классом. Потому, что нужно обязательно облагораживаться искусством всем и сразу. Учительница купила билеты. Это просто беда. Конечно, каждый ребенок из всякого класса, взятый в отдельности, вполне приличный, подающий большие надежды индивидуум. Но вместе, они страшная, разрушительная биомасса. Между ними возникают энергетические разряды, отшибающие им же самим мозг, воспитание и саму человеческую сущность. Они живут в зрительном зале жизнью своего прайда (класса), не обращая внимания на происходящее на сцене. Лидер подтверждает свой авторитет громким возгласом, который сразу приравнивается к шутке. Прайд (класс) хихикает. И постоянный шепот подруг, против подруг. Громкий, чтобы те подруги услышали. А претенденты на лидерство тоже не могут молчать. Зачем им спектакль на сцене, если у них у самих драма в зале? И они не виноваты. Их привели таким составом. А с родителями, или компанией друзей, или стесняющейся парой, они бы смотрели спектакль. Спасибо тем редким учителям, которым хватает характера не брать в театр всех учеников “для массовости”, умеющим настроить детей на творческую волну, объяснить простые правила поведения в театре… Не умеете? Не водите в театр детей классами. Зовите, рассказывайте, но не организуйте.

Только не подумайте, что я не люблю зрителя вообще. Мне без него не жить. Мы существуем ради него.

Большая часть нашей жизни проходит в общении со своим любимым зрителем. С людьми чувствующими, понимающими и мыслящими в унисон с актерами, режиссером, композитором, художником, драматургом и всеми остальными творцами спектакля. Эта гармония возникает не сразу. Зритель ищет свой театр, театр обретает своего зрителя. У моего театра такой есть. Думающий, эмоциональный, искренний, интеллигентный.
А про остальное, это я так – поворчал.

(По материалам старых постов  dk_nat в livejournal.com)

ВКонтакте FaceBook Клуб НАТ

Похожие записи